.

 

КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЕГ И НЕ НАЖИТЬ ПРОБЛЕМ: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ПЕРСОНАЛА

Итак, вы приняли решение работать частным образом. В связи с этим неизбежно возникнут вопросы: как оформлять отношения с нанимателем, что делать с налогами и социальными выплатами и так далее.

Предлагаем вам «шпаргалку» по наиболее часто задаваемым вопросам.

1. Как должны быть оформлены отношения с нанимателем?

В идеале отношения между двумя физическими лицами, в нашем случае между семьей нанимателя и работником (домработница, няня, сиделка, повар, садовник, семейный водитель и другие категории домашнего персонала) должны быть оформлены путем подписания гражданского правового договора. Это прописано в Постановлении Совета Министров № 917 от 10.07.2010.

Такой договор необходим по многим причинам.

В первую очередь в нем прописывается круг обязанностей работника, условия оплаты и график работы. Например, если указано, что в ваши обязанности входят комплексная уборка квартиры, стирка (машинная и ручная) и глажение белья, то требование нанимателя готовить обед будет являться дополнительной функцией, оплата за которую также должна быть дополнительной.

Если в договоре указано, что о предстоящем досрочном расторжении отношений стороны должны уведомить друг друга за месяц, то вы не можете просто прислать смс «с завтрашнего дня я у вас не работаю», иначе наниматель может применить к вам штрафные санкции.

Кроме того, в договоре обычно оговаривается компенсация для работника при вынужденном простое. Как правило, сумма составляет около 40% от оклада. «Вынужденный простой» – это период, когда семья находится, например, в отъезде, и в услугах домашнего работника не нуждается.

Некоторые семьи (при условии, что работник занят у них 5 дней в неделю) частично оплачивают больничный лист (его необходимо предъявить), ведь они сами заинтересованы в здоровом сотруднике. Конечно, оплата производится не в полном размере, но на 40-50% от оклада вполне можно рассчитывать. А это – уже гарантия того, что болезнь не придется переносить на ногах, усугубляя ее течение.

Также в договоре можно оговорить отпуска и любые другие условия, по которым будет достигнуто соглашение. Основной принцип его заключения – свобода волеизъявления сторон.

Имейте в виду, что такой договор вам понадобится, если вы решите в добровольном порядке уплачивать взносы в фонд социальной защиты и пенсионный фонд. Также его можно предъявить в некоторых банках для оформления кредита. Предоставлять договор с нанимателем в налоговую инспекцию вы не обязаны.

Это, конечно, далеко не все моменты, которые регулирует договор. Специалисты агентства «Тэзори» всегда готовы вас проконсультировать по вопросам его заключения, а также предоставить по запросу работника или нанимателя типовую форму договора.

2. Как прописывать условия оплаты?

Конкретная сумма оплаты должна быть прописана в белорусских рублях. График выплат можно выбрать любой (по соглашению сторон): за каждое посещение, раз в неделю, два раза в месяц и т.д.

3. Что делать, если условия договора не соблюдаются нанимателем?

Оговоримся, что в практике нашего агентства случаев несоблюдения сторонами условий договора не было, поскольку сам факт его заключения очень обязывает и дисциплинирует обе стороны – и работника, и нанимателя.

Но если уж так случилось, что одна из сторон не выполнила какое-либо важное условие договора, другая имеет право обратиться в суд по месту нахождения ответчика.

Кстати, регистрировать договор у нотариуса нет надобности. Важно указать Ф.И.О., паспортные данные и адрес регистрации работника и нанимателя.

4. Нужно ли оплачивать подоходный налог?

Если вы оказываете услуги в качестве домашнего работника, то должны платить не подоходный, а единый налог (оформление ИП не требуется). Это касается услуг репетиторов, домработниц, парикмахеров и даже тамады. Полный список видов деятельности перечислен в ст. 295 и 296 Налогового кодекса Беларуси.

Сумма единого налога с 20.01.2017 для всех домашних работников (няни, домработницы, сиделки, садовники, семейные водители, кроме репетиторов) составляет  – 27,00 рублей в месяц.

Вам нужно прийти в налоговую инспекцию по месту жительства с паспортом и написать заявление, что в следующем месяце вы будете оказывать соответствующие услуги (указывается вид  деятельности, а также период и место его осуществления), после этого оплатить налог. И все – можете, спать спокойно до следующего месяца. Затем процедура повторяется. Если обстоятельства изменились и заниматься этой работой вы больше не будете, то и надобности ходить в налоговую тоже больше нет.

Важное замечание – единый налог уплачивается наперед, до конца текущего месяца – за следующий, его оплата носит заявительный характер. Поэтому нужно заранее знать, будете ли вы продолжать работать в следующем месяце. Если решите, что больше работать не хотите – просто не оплачиваете налог. И все! Ничего сложного или страшного.

Но помните, что единый налог является обязательным к уплате! В противном случае вам придется платить налог в пятикратном размере, если подтвердится, что с начала 2015 года имеется факт осуществления нелегальной деятельности. Налоговая инспекция периодически проводит рейды по поиску в интернете неплательщиков, поэтому рисковать не стоит.

5. Поскольку работа в большинстве случаев осуществляется по гражданско-правовому договору, как быть с социальными гарантиями (пенсионный фонд, соцстрах)?

Это правильный и закономерный вопрос: сегодня мы полны сил и энергии, завтра можем простудиться, послезавтра ожидать рождения малыша или вплотную подойти к пенсионному возрасту.

Первое, что стоит иметь в виду: взносы в ФСЗН или в Страховую Компанию являются ДОБРОВОЛЬНЫМИ, и обязать вас их платить никто не может.

Если же вы приняли решение уплачивать взносы, то процедура довольно проста. В Фонд социальной защиты своего района нужно предоставить паспорт,  договор с нанимателем и заявление на уплату страховых взносов и отчислений в пенсионный фонд от минимальной заработной платы. Например, с 01 января 2017 г. «минималка» составляет 265,00 рублей, значит, сумма ДОБРОВОЛЬНЫХ взносов будет 35%: 265 х 35% = 92,75 бел. рублей. Более того, вам могут предложить на выбор оплачивать взносы в размере только 29 % (=76,85 рублей) для дальнейшего начисления пенсии или только 6% (=15,90 рублей) для начисления больничных.

Будьте готовы к тому, что в ФСЗН могут удивиться вашему вопросу, но это не потому, что не хотят им заниматься, а потому, что у нас еще не сложилась культура добровольной уплаты налогов.

В качестве альтернативы можно обратиться в страховую компанию и заключить договор, в соответствии с которым вы будете вносить ежемесячный взнос (большинство страховщиков позволяет делать это в валюте). Деньги будут накапливаться, на них будут начисляться проценты. А при наступлении страхового случая или после выхода на пенсию вы сможете воспользоваться своими сбережениями. Кстати, многие работники обеспечивают свое будущее именно таким образом.

6. Как регулируются вопросы с больничными и отпусками? Оплачиваются ли они нанимателем?

1-й вариант: вы в добровольном порядке уплачиваете взносы в ФСЗН или в Страховую Компанию – больничный, декретный и пенсия вам гарантированы (с некоторыми оговорками и исключениями, конечно).

2-й вариант: вы работаете в одной семье на условиях полной занятости и не уплачиваете взносы в ФСЗН. В договоре с нанимателем можно попробовать оговорить продолжительность отпуска и размер его оплаты, а также порядок оплаты больничных. Но это ДОБРАЯ ВОЛЯ нанимателя, а не его обязанность.

7. Почему не стоит бояться видеонаблюдения?

Видеонаблюдение – это хорошо. Сегодня все чаще наниматели устанавливают скрытые камеры, чтобы контролировать действия домашнего персонала. Многие воспринимают это в штыки, что в корне неверно. Ситуации бывают самые разные. Например, ребенок что-то разобьет или поломает, а признаться побоится. Естественно, подумают на няню или домработницу. Опять же, если пропала какая-то ценная вещь, домашний персонал в числе первых попадет под подозрение. Видеозапись – в первую очередь гарантия вашей безопасности: в любой спорной ситуации можно посмотреть пленку и убедиться в вашей невиновности.

8. Как быть, если работник испортил дорогостоящую вещь?

Если вы испортили дорогостоящую вещь, то решить вопрос можете только вы и только путем переговоров с нанимателем. Запомните, главное – честно сообщить о случившемся нанимателю  и предложить ему компенсировать ущерб или купить такую же вещь, если это возможно. Во многих случаях истории с испорченной вещью (если это не носит системный характер) заканчиваются хэппи-эндом – работника просят быть внимательнее. Но случается, ее стоимость вычитают из зарплаты.

Если после прочтения данного материала у вас остались какие-нибудь вопросы, звоните к нам в агентство – мы обязательно попытаемся на них ответить.